В 2010 году Челябинской области исполнилось 76
лет. А её современный герб был принят в январе 2002 года. Между тем вопрос
гостей из других регионов о причинах появления на нём верблюда до сих пор
ставит в тупик многих местных чиновников. Действительно, почему именно верблюд,
а не, к примеру, медведь, лиса или лось, которые водятся в наших краях?
Археолог и краевед Владимир Юрин ещё в 2003 году нашёл подтверждение тому, что
горбатый символ появился на нашем гербе не случайно. Легенда о пещере Владимир
Иванович известен среди коллег как человек, который может найти пещеры там, где
их другие и не подумают искать. В Верхнеуральском музее готовилась экспозиция,
но материалов для неё не хватало, и Владимира Юрина попросили помочь с поиском
предметов.
- Местная администрация предложила мне найти
что-нибудь интересное в районе, - рассказал краевед. – Я согласился принять
участие в экспедиции и даже пообещал найти пещеры, а следовательно, и следы
животных и деятельности древнего человека. Работал месяц вместе со школьными
отрядами юных краеведов Верхнеуральского района. За это время обнаружил более
20 пещер и гротов, в том числе две полости с археологией средневековья и
мезолита. Но главное, на вершине одной из сопок я нашёл святилище. А случилось
это так. Я взял топографическую карту-«километровку» (масштаб 1 см равен 1 км) и насчитал на ней вокруг
Верхнеуральска 43 высотные отметки. Но только возле одной был значок «Скала».
Это означало, что там могут быть трещины, ниши и пещеры. К тому же она
находилась вблизи города. Названия возвышенность не имела. Зато с ней была
связана легенда. Местные жители рассказали, что под горой находится пещера,
которая тянется пять километров, проходит под рекой Урал и выводит к горе Извоз.
Легенда гласит, что в этой огромной пещере терялись люди и животные - до тех
пор, пока её не взорвали. Гора Извоз получила своё название, поскольку
находилась вдоль пути от горы Магнитной, где добывалась железная руда, на
Белорецкий и другие железоделательные заводы. Крестьяне, возившие руду, обычно
останавливались у подножья этой горы отдыхать. Там же делали привал торговцы,
отвозившие два раза в год на ярмарки в Верхнеуральск товары и продукты. А в
период Гражданской войны там встречались «белые» и «красные» отряды.
К этому рассказу Владимир Иванович отнёсся с
недоверием. Однако в июне отправился смотреть гору. Практически сразу понял,
что в этом месте можно сделать экскурсионный маршрут: по пути исследователям
попался карьер, где добывали камни, разрезанный склон горы с ямой восемь на
восемь метров, место добычи медной руды в XVIII - XIX веках и другие любопытные
объекты. Но самая яркая картина открылась, когда исследователи поднялись на
вершину горы: смотровая площадка, с которой видны весь Верхнеуральск и его
окрестности, река Урал и её притоки. Обзор примерно 30 - 40 километров в
каждую сторону. Пункт свадебных маршрутов Прогуливаясь по гребню горы, Владимир
Иванович обнаружил на вершине скальные останцы (столбики) высокой по 6,5 метра. «Тут должно
быть святилище», - промелькнуло в голове археолога. А потом появилось
недоумение: к вершине ведёт автомобильная дорога. Почему никто до сих пор не
обратил внимания на каменных истуканов? Также археолога удивило, что вся
площадка на горе завалена мусором и битыми стёклами, повсюду следы костров, на
скалах надписи. Как стало известно, этот уголок в силу его живописности и
транспортной доступности необычайно популярен у местных жителей. Сюда
съезжаются свадьбы, здесь устраивают пикники. Веселья ради люди нередко
разбивают бутылки об каменных истуканов. Владимир Юрин сделал небольшую ямку 20
- 25 сантиметров
глубиной. Тут же нашёл конский зуб. - Понятно, что лошади на вершинах гор не
живут, - отметил археолог. – Следовательно, их сюда принесли и оставили в
качестве жертвы. Это было сенсационное открытие! Находки Через два месяца, в
августе, Владимир Иванович приехал на то же место, чтобы провести серьёзные
раскопки. В 20 метрах
от истуканов он обнаружил в расщелине небольшой скалы заваленный вход в пещеру.
Внутри – кварцевые породы. «Большой она быть не может, - подумал Владимир Юрин.
– Метра четыре. Но никак не пять километров, как гласит легенда». Исследователь
почти не ошибся – длина пещеры составила 4,5 метра, а если брать
вместе с козырьком, который завалило, - шесть метров. Среди находок несколько
синих стеклянных бусин времён средневековья, 15 костей (зайцы, косули), а также
ряд предметов эпохи неолита или энеолита. Других входов в пещеру обнаружено не
было. Помимо этого краевед заложил шурп недалеко от истукана. Четыре-пять
сантиметров сверху занимал слой бутылита (битое бутылочное стекло), под ним –
предметы времён Гражданской войны (снаряды и несколько искорёженных пуль).
Далее 10 - 15 см
– чистая земля. Под ней древний культурный слой (фрагменты керамики эпохи
бронзы и раннего железного века, несколько десятков костей, в том числе зубы
лошади). Затем снова небольшой стерильный, а за ним новый культурный слой.
Найденные там предметы – пластины и осколки древних орудий – археолог относит к
эпохе неолита, энеолита, возможно, мезолита. Находка подтвердила гипотезу: люди
почитали эту гору и оставляли на ней предметы. А значит, это святилище.
- Моя миссия была выполнена, но мне не давал
покоя истукан, - признаётся Владимир Иванович. – Я не мог понять, на что он
похож. По идее, это должно быть какое-то животное, но я не улавливал, какое
именно. Просил коллег поработать с архивами и найти старое название этой горы.
Но это не принесло плодов. Однажды, рассматривая открытки с видами старого
Верхнеуральска, я заметил скальные останцы на вершине. Но на том фото один из
камней лежал по-другому.
Ответ пришёл на гору. В один прекрасный
день, когда Владимир Юрин занимался на горе поиском свидетельств старины, к
нему пришли три отряда школьников. Такое случается довольно часто – Владимир
Иванович охотно делится с подрастающим поколением своими знаниями и предлагает
самим что-нибудь найти. Но в этот день археолог никого не ждал. После
нескольких часов плодотворной работы все собрались у костра. Тут-то и
выяснилось, что одна из женщин, организовавших поход школьников, знает старое
название горы – Диёташ. Что в переводе с тюркских языков означает «верблюжья
гора» («диё» – «верблюд», «таш» – «гора»). Приглядевшись, Владимир Иванович
заметил, что с одного из ракурсов истуканы действительно напоминают сидящего
верблюда. Он вспомнил старое фото. Всё встало на свои места. В средневековье
верблюд был почитаемым животным и главной тягловой силой каравана. А издавна один
из торговых путей, связывающих Сибирь и Среднюю Азию с центральными и западными
регионами России, а также Европой, проходил через Верхнеуральск, вдоль реки
Урал, мимо горы Диёташ. Естественно, караванщики не могли не поклониться
наблюдавшей за ними с вершины фигуре «корабля пустыни». Так раскрылась одна из
тайн, которую долгие годы хранила земля.