На днях Верхнеуральск посетил
известный писатель России Алексей Иванов. Зачем он приезжал в наш город
и какие впечатления у него остались от встречи с Верхнеуральском?
Подробности в интервью "ВИ".
Алексей Иванов Биографическая справка: Алексей Викторович Иванов
(23 ноября 1969, Горький, Нижний Новгород) — российский писатель,
лауреат премий имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова, премии «Ясная
Поляна». Дебютная публикация — фантастическая повесть
«Охота на „Большую Медведицу"», состоялась в 1990 году в журнале
«Уральский следопыт» (Свердловск). Иванов работает в разных жанрах
– эпос, замешанный на мифологии, психологический роман о современности,
исторический триллер, краеведческие очерки. Произведения: романы -
"Общага-на-Крови", " Географ глобус пропил", "Сердце Пармы, или Чердынь —
княгиня гор", "Золото бунта, или Вниз по реке теснин", "Блуда и МУДО",
"Летоисчисление от Иоанна", повести и рассказы -
"Корабли и галактика", "Земля-сортировочная", "Охота на «Большую
Медведицу»", "Победитель Хвостика", нон-фикшн -"Вниз по
реке теснин", "Железные караваны", "Message: Чусовая", "Хребет России",
"Дорога Единорога". Одновременно, по
заказу правительства Пермского края, Леонид Парфёнов и Алексей Иванов
сняли по литературному проекту "Хребет России"
презентационный фильм, посвященный всему Уральскому региону. За один год
телеведущий Леонид Парфёнов и пермский писатель Алексей Иванов приняли
участие в восьми экспедициях, преодолев 20 тысяч километров и посетив
112 городов и поселков всего Урала. -
Верхнеуральск сегодня в общем-то небольшой провинциальный городок, для
кого-то уже утративший своё былое величие и стратегическое значение. Что
привело вас, писателя с громким именем, в наши края? -Ох,
давайте для начала всё расставим по своим местам. Не такое уж громкое у
меня имя и не так уж безнадёжен Верхнеуральск. Во-первых, культурное
наследие города огромно, а роль города в истории очень значительна, и
она не поменяется уже никогда, даже если культурное наследие уничтожат равнодушием.
Во-вторых, попробуйте посмотреть на свой город с другой стороны.
Скажем, половина США живёт в маленьких зелёных и двухэтажных
городах-спутниках вокруг больших центров – ну в точности как
Верхнеуральск рядом с Магнитогорском. С этой точки зрения будущее
Верхнеуральска стопроцентно успешное. Правда, его сложно увидеть за
обшарпанными стенами особнячков и коммунальной разрухой. Но поменяйте
точку зрения – и Верхнеуральск окажется «землёй обетованной»: чудесный
экологичный грин-таун возле индустриального гиганта, причём уже с
богатейшей «атмосферой». Так что не надо хоронить город, когда ему ещё
жить да жить. Ну, а меня привела сюда работа. Я сто раз пролетал мимо
Верхнеуральска, а теперь у меня появились здесь добрые знакомые, и я
притормозил. - Насколько мне известно, вы были у нас около
полудня. Какие впечатления оставили у вас наш город и его жители? -
Я приехал не с бухты-барахты, а подготовился: читал про город, видел
его на фотографиях. В поездке же хотелось не столько узнать что-то
новое, сколько почувствовать город целиком, ощутить его дух.
Верхнеуральск настолько яркий, что здесь и полдня достаточно, чтобы уже стать немножко
верхнеуральцем. Ваш город комфортен для души. Он соразмерен человеку – и
масштабами своими, и образами. Александр Михайлович Вернигоров красочно
описывал мне чуть ли не каждый дом. Что это означает? Это означает, что
город помнит своих былых жителей, они вросли в него, город не подавил и
не развеял людей. То и удивительно, что ваш город – для жизни человека,
а не для власти, не для денег, не для каких-то безумных проектов. Он
возвращает достоинство каждому, кто его любит или ценит, а не только
выдающимся деятелям. Меня поразили и Александр Вернигоров, и Артём
Артемьев. Это настоящие люди, соль земли. Энергия и убеждённость
Александра Михайловича, помноженные на знание родины, могут просто горы
свернуть, на что, в общем, и намекает его фамилия. А Артём из тех людей,
которыми держится нация. Его маленький завод следует поместить под
стекло и выставить на Красной площади: смотрите, как надо отстраивать
Россию. - Вы родились в Нижнем Новгороде, но в 2-3 года уже
стали жителем Перми, в студенческие годы учились в Екатеринбурге, а
через некоторое время, говорят, объездили почти всю нашу необъятную
родину вдоль и поперёк. Это ваше хобби или часть работы? -
Вдоль и поперек – сильно сказано, хотя Урал я, действительно, знаю
хорошо. Раньше путешествия были для меня хобби, сейчас, слава богу,
стали частью работы. Это большое счастье, когда любимое дело даёт
возможность ещё и зарабатывать на жизнь. - Если не секрет,
над каким литературным проектом работаете сейчас и насколько скоро он
может быть представлен читателям? - Сейчас я работаю над
фотокнигой о «пугачёвщине», для неё и приехал в ваш город. Но книга
выйдет не скоро – следующей весной, наверное. Пугачёвщина – вечный
вопрос России. В XIX веке, при Пушкине, её понимали как войну черни
против знати, крестьян против дворян. В ХХ веке – как войну
эксплуатируемых против эксплуататоров, бедных против богатых. Сейчас её
можно понимать как войну за идентичность, то есть за право различных сообществ жить так, как им
кажется верным, а не по чужому образцу, к чему их принуждала тогдашняя
власть. Яицкие казаки не хотели жить, как оренбургские, рабочие не
хотели жить, как крестьяне, башкиры не хотели жить, как русские,
раскольники не хотели жить, как никониане, и так далее. Пугачёв
объединил эти разные направления протеста в общий бунт. Но для этого
каждое сообщество сумело сформулировать для себя, какое оно и чего ему
хочется от жизни. И для нас в XXI веке важно осознать, кто мы такие.
Верхнеуральск – казачий городок. Здесь служили державе, здесь не знали
рабства, а трудолюбивые казаки богатели, становились офицерами и
купцами, а потом вкладывали свои капиталы, финансовые и
интеллектуальные, в развитие своего города. Если вы – наследники тех
людей, надо требовать свободы от имперской бюрократии, как требовали её
казаки, чтобы богатеть самим и вкладываться в любимое дело и родной
город. Как это сделать, я не знаю, я не политик. Но как-то всё-таки
можно. Вот, например, власти Елабуги добились, чтобы их город стал
свободной экономической зоной, и теперь Елабуга – город-музей с
десятками тысяч туристов, с отелями евро-класса, множеством
аттракционов, художественных школ, музеев и кафе. Когда-то Елабуга была
купеческим городком, и теперь она живёт по тому же принципу, только
продаёт не зерно и сало, как в XIX столетии, а впечатления от себя
любимой, как и положено в ХXI веке. Но сначала Елабуга ответила себе на
вопрос: кто я? Что я могу давать – вернее, продавать? А
достопримечательностей там не больше, чем у вас. Но продаются не
достопримечательности, продаётся атмосфера, впечатления. У вас же
атмосфера уникальная. Нужно придумать технологии, как конвертировать её в
прибыли бюджета. - Алексей Викторович, можете что-то
пожелать верхнеуральцам? - В Елабуге я был, когда ездил по
следам всё того же Пугачёва. Купеческая Елабуга откупилась от
бунтовщиков. Это было в XVIII веке. В XXI веке стратегия спасения
осталась прежней: купеческая Елабуга выкупила себе благополучие,
продавая впечатления. Она не изменила своим принципам, потому и
победила. Казачий Верхнеуральск тоже отбился от пугачёвцев – отпугнул
их. И вам, как в пугачёвщину, надо отбиваться от равнодушия власти,
отпугивая разруху вашим культурным наследием. Как это сделать, лучше
меня придумают Александр Вернигоров, Артём Артемьев и другие ваши
земляки, которые и в нынешнюю эпоху сумели оседлать своего коня. Главный
вопрос города – как инвестировать его наследие в стратегию развития? Поэтому
что мне пожелать? Берегите свой город: у вас нет другой надежды на
благополучие. И доверяйте тем, кто знает и любит город, кто сумел
выстроить свою жизнь и хочет помочь городу. Не денег дать, а помочь
делом. Как говорил своему народу президент Рузвельт, выводя США из
Великой депрессии: «Я знаю, что вы голодны, и я не могу дать каждому из
вас по рыбке, но я могу научить вас делать удочки». Погибать на радость
врагу – это как-то не по-казачьи.
Виталий
ФОМИН "Верхнеуральский извозчик"
|